1940-е годы

+1940

В июне компания Porsche KG получает от управления вооружений сухопутных сил запрос на разработку внедорожного автомобиля-амфибии, который должен быть создан на основе полноприводного автомобиля типа 87 «VW-Kübelwagen». Первый опытный автомобиль типа 128 «VW-автомобиль-амфибия» проходит первое тестирование на пожарном пруду на заводской территории Porsche в Цуффенхаузене. В начале ноября в большую тестовую поездку отправляются три других «VW-автомобиля-амфибии» типа 128.
Для автомобиля «KdF» в течение года компания «Dr. Ing. h.c. F. Porsche KG» разрабатывает различные технические решения, среди которых полностью синхронизированная коробка передач и система бензоэлектрического обогрева.

В августе по заказу берлинского научно-исследовательского общества ветровой энергии конструкторское бюро Porsche начинает разрабатывать серию ветросиловых установок. Работа ведется над тремя ветровыми турбинами мощностью 130 Ватт (тип 135), 736 Ватт (тип 136) и 4500 Ватт (тип 137), которые затем устанавливаются для опытной эксплуатации в Цуффенхаузене, Швебиш-Гмюнде и Хоэнхайме. Трехлопастной ротор самой мощной турбины типа 137 с диаметром 9,2 метра устанавливается на 17-метровом стальном каркасе.
Для австрийских заводов компании Steyr инженеры Porsche разрабатывают подвеску заднего колеса мотоцикла и газогенераторную установку, а также проводят испытания восьмицилиндрового легкового автомобиля Steyr и полноприводного армейского грузового автомобиля.
По случаю 65-летнего юбилея в сентябре 1940 года Имперское министерство науки и воспитания присваивает д-ру Фердинанду Порше звание почетного профессора.

+1941

Правление компании Daimler-Benz AG предлагает министерству вооружений привлечь конструкторское бюро Porsche в качестве консультанта. Рейхсминистр вооружения и боеприпасов д-р Фриц Тодт назначает в июне профессора Фердинанда Порше начальником комиссии по танкам. В рамках перехода на военную экономику с 1941 по 1944 год на головном заводе в Цуффенхаузене используется принудительный труд военнопленных.

Предложив тип 101 «Тигр», компания Porsche KG участвует в тендере управления вооружений сухопутных сил на разработку конструкции танка весовой категории более 50 тонн. Для разработки подготовленного к серийному производству десятицилиндрового дизельного двигателя с воздушным охлаждением у компании не хватает времени, поэтому в борьбе за этот заказ победу одерживает конкурент-компания Henschel.

Тип 112 «Народный трактор» появляется в результате усовершенствования трактора типа 111. Новый трактор получил двигатель с увеличенным объемом и соответствующую ему коробку передач. Двухцилиндровый V-образный двигатель с воздушным охлаждением имеет рабочий объем 1700 см3 и мощность 15 л.с.

Тестирование и доработка типов 128 «автомобиля-амфибии VW» и 138 «внедорожного автомобиля VW» приводят к разработке концепции более компактного опытного автомобиля типа 166 «боевая машина стрелков-мотоциклистов» с укороченной колесной базой. Благодаря своей компактной конструкции и весу всего лишь 900 кг тип 166 должен стать альтернативой мотоциклам с коляской.

+1942

В виду отсутствия военных колесных автомобилей-тягачей с большим дорожным просветом в январе компания Porsche KG получает заказ на разработку типа 175 «тягач Ostrad». С его огромными колесами тип 175 напоминает сконструированный во время первой мировой войны Фердинандом Порше автомобиль для минометного взвода производства компании Austro-Daimler.
В марте профессор Порше получает заказ на разработку конструкции сверхтяжелого линейного танка типа 205 «Мышь» с броней 240 мм, который должен использоваться в качестве самоходного бункера. После окончания работ над дизайн-проектом общая масса танка с бензоэлектрическим приводом составляет целых 189 тонн. Однако в общей сложности было создано лишь два прототипа «мыши», которые проходят тестирование в 1944 и 1945 годах.
На основе танка типа 101 «Тигр» под внутренним обозначением тип 131 «Фердинанд» разрабатывается самоходное противотанковое орудие, оснащенное двумя дизельными двигателями компании Maybach с водяным охлаждением.
Под конструкторским обозначением тип 220 начинаются работы над созданием 16-цилиндрового дизельного двигателя с воздушным охлаждением и непосредственным впрыском топлива объемом 36,8 литра, с системой турбонаддува на отработавших газах, способного развивать мощность до 800 л.с. Однако до конца войны были созданы лишь два опытных двигателя типа 220.

+1943

Воздушные тревоги и бомбардировки осложняют работу компании Porsche KG над разработками по заказам, полученным в 1943 году. Максимальный приоритет имеет боевой танк типа 205 «Мышь». При работе над этим проектом Porsche тесно сотрудничает с компанией Daimler-Benz AG, которая должна предоставить двенадцатицилиндровый рядный двигатель мощностью 1080 л.с. с водяным охлаждением типа DB 509. Изготовленная в масштабе 1:1 из дерева модель «Мыши» демонстрируется Гитлеру. В конце декабря заканчиваются работы над первым прототипом, который проходит неофициальные ходовые испытания. Официальные испытания танка типа 205 «Мышь» проводятся с середины января до конца октября 1944 года на территории танковой части в Бёблингене.
Для автомобиля типа 82 «VW-Kübelwagen» под типовым номером 155 разрабатывается гусеница для движения по снегу, которая может устанавливаться на автомобиль в кратчайшее время. До серийного производства гусеницы, однако, дело не доходит из-за обусловленного войной дефицита материалов и сырья.
На маневровом пути главного вокзала Штутгарта в августе проводятся ходовые испытания рельсового транспортного средства типа 157. За основу этого средства взят автомобиль «VW-Kübelwagen» типа 82 и 87. Для того чтобы испытываемые автомобили могли ездить и по рельсам, на внутренние стороны их колес устанавливаются колеса для движения по рельсам.
После разногласий по основным техническим вопросам с министром вооружений Альбертом Шпеером в октябре профессора Фердинанда Порше лишают председательства в комиссии по танкам.

+1944

Теперь как никогда раньше жизнь сотрудников Porsche сопряжена с тяжелыми воздушными бомбардировками Штутгарта. По настоянию управления вооружений Вермахта осенью компания Porsche KG переводит конструкторское бюро из Штутгарта в Гмюнд в Каринтии, Австрия. На территории компании «W. Meineke Holzgroßindustrie Berlin-Gmünd» под руководством старшего инженера Карла Рабе возводятся вспомогательные мастерские. Склад для материалов размещают на территории летного училища вблизи Цель-ам-Зее. Состоящий из множества цехов и зданий новый завод Porsche получает среди его сотрудников ироничное название «Объединенные бараки».
Одним из первых реализованных в Гмюнде проектов становится разработка газовой турбины (тип 305) с мощностью на валу 1000 л.с. Предназначенная для использования в качестве привода бронемашины турбина по военным причинам остается на стадии дизайн-проекта.
Помимо этого инженеры Porsche работают над газогенераторной установкой (тип 230), а также разрабатывают новый двухтактный дизельный двигатель (тип 309) для концерна Volkswagen. Под обозначением тип 287 в Цуффенхаузене ведутся работы над конструкцией ходовой части «командирского автомобиля» на базе полноприводного типа 87.
Если в феврале и апреле в результате попадания бомб разрушения были небольшими, то в ночь с 19 на 20 октября расположенный на улице Шпитальвальдштрассе завод Porsche становится жертвой мощной бомбардировки. В результате этого налета пострадали склад запасных частей завода Volkswagen и технический архив чертежей и актов, который лишь недавно до этого был переведен из чердака в подвал здания № 2.

+1945

После окончания войны заводские здания в Цуффенхаузене компании «Dr. Ing. h.c. F. Porsche KG» занимаются французскими военными и используются ими на первых порах как пересыльный лагерь для репатриируемых российских военнопленных. В августе переоборудованный для ремонта грузовых автомобилей завод переходит под контроль американской военной части.
Завод Porsche в Гмюнде получает 8 августа от военного командования союзников в Клагенфурте временное разрешение на возобновление работ. Насчитывающему около 140 сотрудников персоналу компании Porsche под руководством старшего инженера Карла Рабе предоставлено разрешение на «разработку тракторов, газогенераторов и другого оборудования для гражданских целей», а также на «ремонт моторизованных транспортных средств и сельскохозяйственной техники». Спектр работ простирается от конструкции машин с канатной тягой и гидротурбин до строительной арматуры и лыжных креплений.
Профессора Фердинанда Порше в начале августа по приказу военного командования союзников в Гмюнде подвергают аресту и интернируют в замок Крансберг под Бад-Наухаймом в «лагерь специального назначения». Однако уже в середине сентября его освобождают на основании оправдывающих его показаний свидетелей.
В середине ноября профессор Фердинанд Порше отвечает на приглашение французской комиссии посетить Баден-Баден, чтобы обсудить возможность продолжения проекта Volkswagen во Франции. Но до того как месяцем позднее в Баден-Бадене во время одной из следующих встреч будет подписан соответствующий договор, профессор Фердинанд Порше, его сын Ферри и зять д-р Антон Пьех будут арестованы в Баден-Бадене французскими секретными службами.

+1946

После того как Ферри Порше отпускают после трехмесячного заключения на свободу и направляют в Бад-Риппольдзау под домашний арест, в мае этого же года профессора Фердинанда Порше и д-ра Антона Пьеха перевозят в Париж. Там профессор Порше, являясь все еще заключенным, сначала консультирует французских инженеров, разрабатывающих Renault 4 CV. А в 1947 году его переводят в тюрьму в Дижон.
Швейцарец Руппрехт фон Зенгер обращается в июне в конструкторское бюро Porsche в Гмюнде с запросом о разработке четырехместного легкового автомобиля, который после этого с разрешения британских военных властей создается под типовым номером Porsche 352. В результате появляется миниатюрная модель, форма кузова которого, спроектированная Эрвином Коменда, очень напоминает кузов будущего Porsche 356.
В августе компания Porsche принимает участие в проходящей в Каринтии промышленной выставке. Впервые компания представляет под собственным именем выпущенный в Гмюнде ассортимент продуктов, в который входят гидротурбины, тросовые лебедки, горнолыжные подъемники, косилки и тракторы различных типов, разработанные на базе «народного трактора».
При посредничестве Карла Абарта и Родольфо Хруска 15 декабря удается заключить договор с промышленной компанией из Турина Piero Dusio на выполнение различных заказов компании Cisitalia. Наряду с работой над небольшим трактором и гидротурбиной компания Porsche KG в Гмюнде начинает конструкторские работы по созданию гоночного автомобиля Гран-при типа 360, а также двухместного среднемоторного спортивного автомобиля типа 370.

+1947

С большой самоотдачей конструкторы компании Porsche KG в Гмюнде работают над гоночным автомобилем Гран-при типа 360. Этот разрабатываемый для итальянской компании Cisitalia автомобиль технически намного опережает свое время. В качестве привода для него предусмотрен 1,5-литровый двенадцатицилиндровый двигатель с компрессорным наддувом. А передача крутящего момента осуществляется через подключаемый полный привод. Для этого спортивного автомобиля типа 370, предназначенного для шоссейно-кольцевых гонок, предусмотрен 2-литровый восьмицилиндровый оппозитный двигатель. С этим двигателем автомобиль должен выйти на старт гонки «Милле Милья». Но в связи с недостатком средств у итальянского заказчика гоночному автомобилю Cisitalia так и не пришлось выйти за рамки стадии испытаний.
Во избежание опасности лишения собственности немецкой компании 1 апреля учреждается компания «Porsche Konstruktionen GmbH» со штаб-квартирой в Гмюнде, официальная запись об учреждении которой заносится в Торговый реестр 24 апреля. Эта новая компания, возглавляемая дочерью профессора Порше Луизой Пьех и старшим инженером Карлом Рабе, берет на себя решение всех вопросов, касающихся персонала и оборудования расположенных в Австрии отделений компании «Dr. Ing. h.c. F. Porsche KG».
17 июля начинаются конструкторские работы над типом 356 «спортивный автомобиль VW». За основу берется автомобиль типа 64 выпуска 1938 года, предназначавшийся для пробега по маршруту «Берлин-Рим». Составляются первые чертежи кузова и разрабатывается модель кузова.
Несмотря на оправдательные показания свидетелей, профессор Фердинанд Порше и д-р Антон Пьех продолжают оставаться во французском заключении и в 1947 году. Лишь после уплаты залога в размере одного миллиона французских франков – выручки от заказа на разработку компании Cisitalia – 1 августа оба они выходят на свободу. Начатое во Франции расследование якобы в связи с военными преступлениями профессора Порше не приводит к предъявлению ему формального обвинения и окончательно прекращается в 1948 году.

+1948

Весной на практике реализуется проект, обозначенный под номером конструкции 356.00.105. Появляется первый спортивный автомобиль под названием Porsche. 8 июня к ходовым испытаниям подготовлен прототип Porsche тип 356 с номером шасси 356-001, и земельное правительство Каринтии выдает разовое разрешение на его эксплуатацию. Этот среднемоторный спортивный «родстер Гмюнд», оснащенный двигателем VW мощностью уже 35 л.с., весит теперь всего лишь 585 кг и развивает максимальную скорость 135 км/ч.
С самого начала производитель спортивных автомобилей Porsche использует автоспорт, как испытательную платформу для своих новых типов автомобилей. 1 августа за рулем Porsche тип 356 «№ 1» на городской гонке в Инсбруке Герберт Кэс проходит на высокой скорости демонстрационный круг.
Производство заднеприводных купе и кабриолетов Porsche 356 начинается во второй половине года. Необходимые для производства средства, недостающие запасные части и стальные листы предоставляет швейцарский предприниматель Руппрехт фон Зенгер, который приобретает первые пять спортивных автомобилей Porsche и вывозит их в Швейцарию. Вместе с владельцем отеля и салона по продаже автомобилей Бернхардом Бланком он закладывает основы будущего сотрудничества между Porsche и швейцарской компанией «AMAG Automobil- und Motoren AG».
В сентябре Ферри Порше заключает с Гейнрихом Нордхоффом, исполнительным, а позднее генеральным директором завода Volkswagenwerk GmbH в Бад-Райхенхалле очень важный для будущего своей компании договор. До этого в июне 1945 года завод Volkswagen был взят под контроль британскими военными властями и начал производство автомобилей под руководством майора Ивана Хирста. Помимо будущего лицензионного вознаграждения в размере 5 марок ФРГ за каждый выпущенный VW «жук» завод Volkswagen обязался поставлять комплектующие узлы для спортивных автомобилей Porsche и предоставить право пользования торговой организацией и сервисной сетью завода Volkswagen. В качестве ответной услуги инженеры Porsche предоставляют консалтинговые услуги отделу разработок из Вольфсбурга.

+1949

14 мая д-ром Антоном Пьех и его женой Луизой Пьех учреждается общество «Porsche-Salzburg Ges.m.b.H.».
Первый кабриолет типа Porsche 356/2 собирается в феврале. Вместе с первым типом 356/2 купе
на проходящем 17 марта Женевском автосалоне компания Porsche представляет другие спортивные автомобили.
Нидерландский автомобильный дилер Бен Пон становится первым в мире официальным импортером спортивных автомобилей Porsche.

Ограниченные возможности в Гмюнде заставляют компанию «Porsche Konstruktionen GmbH» задуматься о своем возвращении в автоград Штутгарт. В связи с тем, что расположенный по адресу улица Шпитальвальдштрассе 2 завод Porsche все еще остается занятым американскими военными, административное здание и небольшой цех открываются на штутгартской вилле Порше по улице Фойербахер Вег. Лишь спустя некоторое время компания Porsche GmbH берет в аренду у компании по производству кузовов в Штутгарте-Цуффенхаузене «Karosseriewerke Reutter & Co. GmbH» цех площадью 600 квадратных метров и начинает подготовку к началу производства типа 356.
В ноябре конструкцию трактора Porsche тип 323 приобретает производитель сельхозтехники из города Гёппинген, Альгой, который с 1949 по 1957 год выпускает более 25 000 единиц этой техники.

next item
The 50s
previous item
1930-е годы